«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа!»
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Приказ о создании ресурсного центра /смотреть/
Положение сетевого ресурсного центра /смотреть/
Приказ об инновационной деятельности /смотреть/
Структура плана-программы ресурсного центра "Россия-Родина моя" на 2023 год /смотреть/
Структура плана-программы ресурсного центра "Россия-Родина моя" на 2024 год /смотреть/
Информационная карта на 2023 год /смотреть/
Информационная карта на 2024 год /смотреть/
Мероприятия детского сада
2023 год
Организация совместного русского традиционного праздника «День семьи, любви и верности» с родителями и детьми детских садов № 4 и № 18. Обмен опытом с коллегами.
Семинар с родителями "Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе развития у них представлений о русском гостеприимстве и хлебосольстве в условиях детского сада"
Презентовали спектакль для неорганизованных детей микрорайона «Путник" о традиционном хлебосольстве и гостеприимстве русского народа.
Организация совместной с родителями и жителями микрорайона музыкально-литературной гостиной.
Концерт «Русская Ярмарка. Праздник урожая». Формирование у детей представлений о богатстве Российской земли, о многообразии. самобытности и дружбе российских народов.
Семинар-практикум с воспитателями о работе с семьей по воспитанию у детей понятия «сохранение семейных традиций» и уважению к хлебу.
Презентовали видеофильмы для дошкольников "Выпекаем русский хлеб" о традиционной выпечке русского каравая и бережного отношения к хлебу, о передаче старинных русских традиций. Видеофильм «Что мы знаем о хлебе».
Праздничный концерт, подготовленный педагогами и детьми детского сада для жителей микрорайона Копаево на День инвалида.
Муниципальный семинар - практикум по духовно- нравственному воспитанию для педагогов города Рыбинска по теме: «Трудовое воспитание». Презентация открытого занятия «Поможем малышам» по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. В процессе подготовки и проведения занятия у детей формировалось чувство взаимопомощи, желание оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
В течение 2023 учебного года в рамках ДООП «Основы православной культуры и духовные традиции русского народа «ВОСКРЕСЕНИЕ» в духовно-нравственном воспитании дошкольников, совместно с Рыбинской епархией в течение года дети и родители приходят в гости на семейные гостиные, где узнают много нового и познавательного.
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Разработка и внедрение в работу методических материалов и дидактических пособий по формированию у детей представлений о богатстве Российской земли, о процессе выращивания злаковых культур и превращению зернышка в булочку, о русском гостеприимстве, хлебосольстве.
Презентовали спектакль для неорганизованных детей микрорайона «Сказка о том, как три сестрицы – Матрешки счастье искали» о любви и бережном отношении к своей Родине.
2024 год
Всероссийский Фестиваль искусств «Творческие люди» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Воспитанники детского сада стали Лауреатами I, представив на суд жюри спектакль «Дети Блокады». Чтить подвиг народа в ВОВ, помнить его, уважительно относиться к хлебу-все эти духовно-нравственные качества воспитывались у детей в процессе подготовки к спектаклю в честь 80 - летия снятия Блокады. Руководитель: Бахарева С. В., Блохина Ю. А.
Исследовательская работа по теме «Выпечка хлеба» и I место во Всероссийском конкурсе «Планета талантов». Руководитель: Бахарева С. В.
Открытое занятие для педагогов ДОО «Печем каравай». Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе выпечки хлеба. Формирование у малышей понятий о русском гостеприимстве и хлебосольстве.
Победители в Муниципальном фестивале «Фейерверк талантов» с музыкально-художественной композицией «От доброго труда добрый хлеб родится». Посредством подготовки к нему у детей закладывалось уважительное отношение к людям труда, хлеборобам, уважительное отношение к хлебу.
Руководитель: Бахарева С. В., Блохина Ю. А.
Звание Лауреата II степени в межрегиональном конкурсе «Возрождение семейного чтения». Участие семей воспитанников с видеофильмом «Шахматы». Приобщение детей к духовным традициям чтения всей семьей.
Руководитель: Бахарева С. В.
Организация и проведение познавательного открытого занятия с детьми младшего дошкольного возраста для педагогов образовательной организации «Мышкина кладовка». Воспитатель Бахарева С. В. и заведующий Блохина Ю. А, поделились опытом с коллегами по ознакомлению малышей со злаковыми культурами и процессом выпечки хлеба.
ХI Межмуниципальный фестиваль детского и семейного киноискусства «Кинорыбка», посвященный памяти М. И. Шакуровой, группа «Любители», номинация «Простые истины-киноязыком». Семейные команды представили видеоролики на темы: «Разговоры о хлебе», «Выпекаем русский хлеб», став Дипломантами II степени и участниками Фестиваля.
Руководитель: Бахарева С. В.
Педагогический проект «Блокада Ленинграда. Дети Блокады» в дошкольной организации как средство работы по воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Модель отражает работу по трём направлениям: с педагогами, с детьми, с родителями, и включает в себя современные формы работы по патриотическому воспитанию в условиях происходящих событий и внедрения Федеральной образовательной программы в работу детского сада.
Организация и проведение бинарного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Богатство земли Российской» с целью ознакомления детей с многообразием и самобытностью народов России, уважительного отношения к их культуре и национальным традициям.
Квест- игра с сотрудниками и воспитанниками ДОО «Хлеб – всему голова». Воспитание уважительного отношения к хлебу и труду хлебороба.
Обмен опытом с коллегами детского сада №18. Презентация работы педагогов детского сада №4 в рамках Проектов «Поля России» и «Русское хлебосольство» для педагогов детского сада № 18 в рамках проекта по обмену опытом «Педагогический десант». (Воспитатель Бахарева С. В. И Блохина Ю. А.).
Мастер – класс для педагогов детского сада №18 по проведению открытого занятия с детьми средней группы «Мышкина Кладовка. В гостях у Мышки» воспитателем Бахаревой С. В. И заведующим Блохиной Ю. А.
Организация и проведение интегрированного занятия по ознакомлению с процессом превращения зернышка в булочку с детьми среднего дошкольного возраста «От зернышка до булочки».
Разработка и внедрение в работу методических материалов и дидактических пособий по формированию у детей представлений о богатстве Российской земли, о процессе выращивания злаковых культур и превращению зернышка в булочку, о русском гостеприимстве, хлебосольстве.
Мастер – класс по проведению открытого занятия с детьми средней группы «Мышкина Кладовка. В гостях у Мышки» воспитателем Бахаревой С. В. И заведующим Блохиной Ю. А.
Интернациональный конкурс исполнительского мастерства «Виртуоз». Лауреаты II степени. Детьми был представлен спектакль «Что такое счастье», посредством которого формируется детское представление о гражданственности, любви к Родине, чувство патриотизма и желание видеть свою страну прекрасной.
Руководитель: Бахарева С. В., Блохина Ю. А.
Муниципальный семинар для молодых воспитателей «Развитие ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций».
Воспитатель детского сада Бахарева С. В. И заведующий Блохина Ю. А. представили опыт работы проектной деятельности по темам: , «Поля России» для детей старшего дошкольного возраста с помощью которых у детей формируются представления о богатстве Российской земли, о процессе приготовления хлеба, об уважительном к нему отношении. Проведен интерактив по данной теме.
Педагоги и воспитанник детского сада стали участниками XV Международной акции «Читаем детям о войне».
Муниципальный семинар «Развитие ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций».
Воспитатель детского сада Бахарева С. В. И заведующий Блохина Ю. А. представили опыт работы проектной деятельности по темам: , «Поля России» для детей старшего дошкольного возраста с помощью которых у детей формируются представления о богатстве Российской земли, о процессе приготовления хлеба, об уважительном к нему отношении.
Всероссийский детский конкурс «Любуюсь тобой, моя Родина! Россия, ты у нас одна!». Дети – Лауреаты I степени. Формирование любви к своей Родине, сохранению ее самобытности и красоты. Воспитание гражданственности у детей.
Всероссийский Фестиваль «Путешествие в страну родного языка». Участники. Сертификат. 4 человека. Фестиваль талантов «Языковая сказка». Москва, ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации». Развитие у детей представлений о многообразии и самобытности народов России.
Руководитель: воспитатель Бахарева С. В.
Образовательная деятельность"Печем хлеб" /смотреть/
Подвижные игры Вологодской области /смотреть/
Педсовет "Формирование первых представлений детей об аграрных профессиях" /смотреть/